БУДДИ́ЗМ В РОССИ́И - религ. филос. система Б., осн. в 4-5 вв. в Индии Сиддхартхой Гаутамой ("Буддой"), превратилась в ходе своего развития в одну из мировых религий и получила распространение в близких к рубежам Руси/России странах Сред. и Центр. Азии, на Д. Востоке. С первых лет существования лит. традиции на Руси в нее стали проникать (через посредство лит-р народов христ. Востока) отд. сюжеты и мотивы будд. происхождения (напр., целый комплекс будд. эл-тов, использов. в житии христ. святых - индийцев Варлаама и Иоасафа - см.: Шохин В. К. Др. Индия в культуре Руси. М., 1988. Непосредств. проникновение учения сев. Б. (махаяны) на терр., ныне входящие в состав России, началось в 15-18 вв. Приобщившись к Б. столетием раньше в Джунгарии (Китай), в 17 в. перекочевали на земли Ниж. Поволжья калмыки. Примерно тогда же началось проникновение Б. через Монголию в Юж. Сибирь. В 1741 основан 1-й бурятский мон. (Цонгольский дацан), в 1764 его настоятель провозглашен бандидо-хамбо-ламой - духовным главой бурят-ламаистов. К кон. 18 в. Б. утвердился и в Туве, где сложился его синтез с местными шаманистскими культами. Период наиб. бурного развития Б. приходится на 2-ю пол. 19 - нач. 20 в. К 1917 в Бурятии - 47 дацанов с 10 тыс. монахов и послушников, в Калмыкии - 28 больших и 64 малых хурула (передвижных монастыря в кибитках) с 2 тыс. духовных лиц, в Туве - 19 мон. и молелен (хурэ) с 3 тыс. духовных лиц. В 1915 стараниями выдающегося будд. религ. деятеля, ученого и просветителя А. Доржиева (а также состоят. буддистов и рус. востоковедов) открыт будд. храм в СПб. В мон. развивалось традиц. книгопечатание, формировались богатейшие собрания будд. лит-ры. Преподавание в монастырских ун-тах традиц. науч. и религ.-филос. дисциплин велось на самом высоком уровне, в чем не раз могли убедиться рус. буддологи (Ф. И. Щербатской и его ученики), работавшие в бурятских дацанах. "Все, что происходит здесь, в Аге, - писал из Агинского дацана Ф. И. Щербатской, - есть, по всей вероятности, полнейшая копия того, что происходило в 7 веке в Наланде" (имеется в виду знаменитый ун-т в Индии, крупнейший центр будд. культуры периода ее высшего расцвета). С первых лет сов. власти в Бурятии и Калмыкии развернулась антирелиг. пропаганда, начались притеснения духовенства. Не облегчило судьбы Б. даже зарождение внутри него сильного обновленч. движения, нацел. на диалог с совр. наукой и с идеями социализма (один из лидеров - А. Доржиев). Подъем буддизма продолжался только в независимой Туве, где в 20-е гг. построено множ. новых хурэ, а буддизм провозглашен в конституции госуд. религией; конец этому положил в 1930 просоветский переворот. В 30-х гг. политика сов. власти по отношению к Б. повсеместно приняла форму беспощадного террора: мон. закрываются, их имущество и б-ки варварски уничтожаются, большинство духовенства арестовано или казнено. В 1941 в стране не осталось ни одного действ. будд. храма. Корректировка антирелиг. политики, произвед. Сталиным во время войны, имела следствием открытие в 1946 двух (Иволгинского и Агинского) дацанов, призванных явить миру доказательство "свободы совести" в СССР. В последующие годы центр духовного движения лежит вне офиц. структур - гл. обр. в деят-ности небольших буддийских религ.-филос. кружков и отд. личностей, как, напр., Б. Б. Дандарона, впервые обратившегося с проповедью Б. к представителям европ. народов СССР. Возрождение Б. в "перестроечные" годы доказывает регистрация новых общин не только в традиц. р-нах распространения Б.: Бурятии (здесь и в соседних обл. открыто 10 новых дацанов), Туве, Калмыкии, но также в европ. России (СПб., Москва, Анапа и др.), на Украине, в гос-вах Прибалтики.
Лит.: Буддизм: Словарь. М., 1992; Orient: Альманах: Вып. 1: Буддизм и Россия: Посвящается 250-летию буддизма в России. СПб., 1992.